Профессор Кембриджа Герберт Хупперт о «совах», вулканической лаве и экспериментах с медом

24 Февраля 2020
2042
 Версия для печати

Профессор Кембриджского университета Герберт ХУППЕРТ – выдающийся ученый и человек с искрометным чувством юмора. «После моих лекций удивительным образом остается бардак на кафедре и порядок в голове», – смеется он. Неудивительно, что на лекциях профессора всегда аншлаг. Свои знания он передает студентам по всему миру, читая лекции по механике, которые всегда сопровождаются опытами и экспериментами.

Профессор ХУППЕРТ преподает в Кембриджском и Бристольском университетах, университете Нового Южного Уэльса (Австралия), является членом Королевского общества, Американского геофизического союза и Американского физического общества. Он написал более 230 научных работ, посвященных вопросам прикладной математики, механики жидкости, геофизики, метеорологии, океанографии, геологии и естественных наук в целом. Индекс Хирша 60.

Мы пообщались с профессором ХУППЕРТОМ и узнали, какими качествами необходимо обладать, чтобы стать успешным ученым, что отличает человека науки от политика и почему он настаивает на том, чтобы дать студентам возможность сдавать экзамены в любое удобное для них время.

- Профессор Хупперт, очень приятно, что теперь вы – большой друг Политехнического университета! Расскажите, как вы познакомились с нашим вузом?

- Прошлым летом я принял участие в конференции «Актуальные проблемы механики», которая проходила в вашем университете. После мероприятия организаторы этой конференции (Высшая школа теоретической механики – Примеч. Ред.) пригласили меня снова, и я рассказал студентам о принципах конвекции, гравитационных течениях, распространении трещин в твердых телах и изменении климата. А сейчас мы вместе с ученым вашего университета Виталием Кузькиным (заместитель директора по научной работе Высшей школы теоретической механики и НОЦ «Газпромнефть-Политех». – Примеч. Ред.) работаем над совместной научной статьей.

- О чем будет эта статья?

- Лет 30 назад я провел эксперимент с медом. Его свойства соответствуют поведению вулканической лавы, движущейся по земле. Результаты моего эксперимента получили широкое научное и промышленное применение и стали достаточно известными. Но мне стало интересно, что будет, если поверхность, по которой течет лава, не плоская, а имеет препятствия? Например, некоторые возвышения на поверхности земли могут быть настолько высокими, что лава не сможет их преодолеть. С Виталием мы рассчитываем эту ситуацию, чтобы понять, как изменится движение лавы и какое влияние окажут эти неровности на ее пути.

- Ждем с нетерпением выход статьи! Кстати, на ваших семинарах вы рассматривали со студентами этот вопрос?

- Да, я затронул и эту тему. Семинары были посвящены решению проблем в процессах текучих сред. Я рассказывал о разных аспектах жидких сред, которые играют огромную роль в атмосфере, океанах, влияют на движение магмы и лавы. Рассказывая об этом, я не только доносил до студентов свою точку зрения, но и пытался понять их взгляд на эти процессы, просил их делиться своими идеями. Надеюсь, это было для них полезно так же, как и для меня.

- Думаю, то, что вы собирали полный зал слушателей, доказывает это. А как часто вы проводите такие встречи со студентами?

- В прошлом году я читал лекции в Австралии. Рассказывал, что Земля может стать слишком жаркой планетой для наших внуков и правнуков, и почему политики и ученые не похожи.

- И почему же?

- Возьмем какую-нибудь задачу. Политик скажет: «Я хочу знать ответ прямо сейчас!», и что-то придумает. Ученый скажет: «Да, это интересный вопрос! Если вы дадите мне 10 миллионов и трех аспирантов, то я дам вам ответ через 5 лет». Но вы можете быть уверены: это будет точный ответ. Для политиков наука и точность не так важны. Особенно, если ответ нужен срочно. А ученым важно найти точные научные ответы, и неважно, сколько времени это займет.

- А молодое поколение заинтересовано в поисках точных ответов?

- Я вижу, что многие молодые люди заинтересованы наукой. Они наблюдают за изменениями климата и задаются вопросом, почему сегодня солнечно, а завтра пасмурно. Почему с каждым годом становится более жарко, о чем это сигнализирует, и почему случаются землетрясения. Хотят понять, как все работает, как мы живем и как стареем. И они жаждут найти ответы на эти вопросы. Они постоянно интересуются, когда я показываю им эксперименты, как это применимо к реальной жизни.

- Какие качества позволят им стать успешными учеными?

- Широкий кругозор и хорошее воображение. Расскажу пример. На каждом семинаре я показываю студентам реальную проблему, которую хочу решить. И однажды студентка вежливо сказала мне: «Мне достаточно того, что вы мне показали. Я могу дать ответ». А я ответил ей, что она не может этого сделать, потому что у нее есть только предположение для решения проблемы, ведь на проблему можно взглянуть по-разному. Да, я показал эксперимент, но это был всего лишь мед, разлитый по столу. Очень важно быть человеком с воображением, чтобы уметь видеть с другой стороны. По-моему, это главное в работе ученого.

- Какое научное направление, по вашему мнению, самое популярное в наше время?

- Мне кажется, это биология. Все более-менее понимают физику, но что касается биологии – здесь много вопросов, не имеющих пока ответов: почему наш мозг выглядит одинаково, но работает совершенно по-разному, почему некоторые говорят на 20 языках, а кому-то и один дается с трудом. Да, мы понимаем, что это особенности мозга, но все же…как это работает?

- А что, на ваш взгляд, является самым главным научным достижением XXI века?

- Сложный вопрос. Возможно, развитие высокоэнергетических процессов. Один из моих любимых примеров – история про Роберта Фицроя. Он командовал экспедицией корабля «Бигль», в которой принимал участие Чарльз Дарвин. Для того, чтобы из Чили добраться до Новой Зеландии, экипажу потребовалось 9 месяцев изнуряющего пути. И вот спустя 100 лет мы можем преодолеть то же расстояние менее чем за 24 часа. Представьте себе реакцию Фицроя: «Что?! Я потратил на это 9 месяцев, а вы можете это сделать менее чем за сутки? Я не верю в это!».

- Профессор Хупперт, давайте немного о личном. Какая ваша любимая книга?

- Мне нравятся много книг, сложно выбрать какую-то одну. Поэтому расскажу о книге «Сон», которую прочитал недавно. Ее написал Ник Литтлхэйлс (Nick Littlehales, “Sleep” – Примеч. Ред.) Она о футбольном советнике, который интересовался наукой сна и консультировал многие футбольные команды. Представьте: матч подходит к концу, счет 5:4, и тренеру надо выбрать игрока, который будет бить решающий пенальти. Между равных по силам игроков А и Б он принимает решение в пользу игрока А. Но игрок промахивается и команда проигрывает. Ошибку тренера автор объяснил так: люди делятся на «жаворонков» и «сов». Первые отлично чувствуют себя утром, но к вечеру уже устают. Вторые встают позже, но сохраняют бодрость до поздней ночи. Игрок А был «жаворонком», и к концу матча он уже устал. Игрок Б был «совой», и для решающего пенальти нужно было выбирать его.

- Почему именно эта книга так вас заинтересовала?

- Автор дает отличные примеры. Я прочитал книгу и подумал: а ведь экзамены рано утром – это преимущество для «жаворонков» и испытание для «сов». «Жаворонки» с легкостью сдадут утренний экзамен на «отлично». Для «сов» он может показаться ужасно сложным. Так почему же нельзя сделать так, чтобы студенты сдавали экзамены в удобное для них время? Уверен, что администрация университета скажет, что это глупо и смешно – студенты, сдающие экзамен в любое время. Но если я найду человека, который сможет провести хорошее научное исследование, написать научную работу и доказать эту теорию, я бы разрешил своим студентам сдавать экзамены в комфортное для них время.

- Профессор Хупперт, большое спасибо за интервью! Ждем вас снова в Политехе с семинарами и новыми интересными историями! - А я уже принял приглашение на конференцию «Актуальные проблемы механики», так что летом обязательно вернусь в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Беседовала Ольга ДОРОФЕЕВА

Текст: Алёна КАНИНА