Первокурсник Фёдор Кондратенко: о том, как создать уникальное устройство

Фёдор Кондратенко – студент-первокурсник кафедры «Теоретическая механика». Он хорошо учится, выигрывает в различных хакатонах и инженерных конкурсах и реализует большой проект – устройство, помогающее диагностировать болезнь Паркинсона. Почему эта разработка уникальна – узнайте в статье.

Выбирая университет, Фёдор рассматривал МГУ, МИФИ, МФТИ, СПбГУ и Политех, правда, по направлению робототехники. Во все эти университеты молодой человек с легкостью мог бы поступить – проходил по баллам. Решающим стало его участие в турнире «Умножая таланты», организованном «Газпромнефть НТЦ», на котором Фёдора заметили и предложили обучаться в Политехе на направлении «Механика и математическое моделирование». Нефтяная отрасль Фёдору интересна, и он планирует работать в Научно-Техническом центре «Газпром нефти» – моделировать процессы нефтедобычи. Однако, не только в этом научный интерес студента – также он является одним из разработчиков уникального устройства для диагностики болезни Паркинсона, над созданием которого в настоящий момент он активно работает.

 

- Фёдор, расскажи, разве сейчас не существует устройств, диагностирующих болезнь Паркинсона?

- В настоящее время оценка и диагностика болезни Паркинсона крайне субъективны. Как это выглядит: пациент выполняет тест, а доктор просто со стороны наблюдает за его движениями, задает вопросы касательно состояния здоровья и выставляет оценку от 0 до 4. Наиболее точным принято считать среднее арифметическое значение оценок всех врачей – и это очень субъективная диагностика, которая чревата тем, что инвазивный стимулятор, способный убрать симптоматику болезни Паркинсона, могут назначить и установить человеку, который в нем не нуждается. Без объективной оценки эту проблему решить нельзя, и мы вместе с моей коллегой Александрой Архиповой создаем устройство как раз для этой цели.

- Что из себя представляет ваше устройство?

- Мы дали ему название “Trem”, и пока оно на этапе прототипа. Сейчас устройство крепится на руку, позже оно будет выполнено в форме браслета. “Trem” отслеживает траекторию движения руки и данные мышц пронации и супинации, по этим данным он проводит сравнение с уже имеющейся траекторией больных из базы данных, дальше вступает машинное обучение и выставляется диагноз. Мы планируем сделать две версии браслета – для повседневного ношения и для выполнения тестов в стационаре. Но самое главное – в будущем мы хотим сделать калибровку нейростимулятора через браслет. Это поможет автоматически его перенастроить при изменении параметров организма, благодаря чему нейростимулятор станет работать эффективнее.

- В чем уникальность вашей разработки?

- А аналогов сейчас в мире нет. На недавней австралийской конференции по неврологии группа ученых представила проект, похожий на наш, но это пока даже не прототип – только теоретическое обоснование возможности создания такого устройства. Так что мы на шаг впереди, и, если подсуетимся, – у нас есть все шансы выйти на медицинский рынок первыми.

- Как вообще пришла идея запустить такой проект?

- После того, как я сдал ЕГЭ, нужно было отдохнуть и не думать о поступлении, и я отправился во Владивосток на образовательный интенсив «Остров 10-21», участвовал в профиле «Нейротехнологии» – по той только причине, что еще не работал в этой области. Там нам предложили заняться реальной задачей, с которой столкнулся Медцентр ДВФУ. Мы собрали команду и в течение недели разработали первую версию устройства – тогда это было техническое решение с записью траектории движения руки и дублирование данных через систему компьютерного зрения. После интенсива мы с Сашей Архиповой, которая сейчас учится в МГУ, продолжили работу над проектом: довели до ума, перевели сервер с Phyton на ROS, применили MATLAB, и стали искать инвесторов. Активная работа по сотрудничеству с различными клиниками началась, когда мы попали в бизнес-инкубатор при НИУ ВШЭ. Тогда мы столкнулись с малой готовностью российской медицины к нашей разработке.  

- С чем это связано?

- Для того, чтобы объективно диагностировать болезнь Паркинсона, необходимо собрать dataset примерно из 500 человек с этим недугом. С каждым из них надо записать траекторию движения руки и получить базу данных, на основе которой обучить нашу нейросеть, и только после этого запустить проект. Российские медицинские компании, в том числе и частные, к такому пока не готовы. Однако, после нашего интервью в Rusbase с нами связался человек, который тоже занимается медицинскими проектами и собирается выходить на американский рынок. Благодаря его помощи нам удалось заключить соглашение о намерениях с одной известной сетевой клиникой, и 23 июня мы представим им прототип.

- Надеюсь, у вас все получится!

 

Беседовала Алёна Канина

Расширенное интервью с Фёдором Кондратенко опубликовано на сайте Политеха