Представьте: недалекое будущее после апокалипсиса. Человечество утратило практически все свои научные достижения. Вдруг группа ученых попадает в заброшенную лабораторию, где все еще сохранились значимые разработки, осталась память о великих изобретателях. И чтобы открыть эти разработки заново, необходимо решить загадки и понять принципы работы легендарных научных установок…
Нет, это не сценарий нового голливудского фильма – это уникальный квест «Наука в лицах», придуманный резидентами Фаблаб Политех специально к Неделе науки Политехнического университета. Для квеста они создали сценарий и подготовили девять экспонатов – своеобразных станций, на каждой из которых предстояло решить научную загадку.
«Мы применили методику “edutainment” – образование (education) через развлечение (entertainment). Это очень интересный и новый формат, а обучение через игру помогает лучше воспринимать информацию и тут же проверять ее на практике», – отметила директор Центра научно-технического творчества молодежи Полина ДЯТЛОВА.
Первыми группами ученых будущего, которым предстояло решить задания, стали участники школьной секции Недели науки. Более 100 учащихся 5-11 классов петербургских школ проверили свои знания и узнали много нового, познакомились с учеными и их знаменитыми научными экспериментами.
Сначала они столкнулись с дымовой пушкой Тейта – аппаратом, созданным для изучения вихревых эффектов. Далее их ждало задание, связанное с изучением волновых эффектов на модели Скотта, предоставленной для проведения квеста Высшей школой теоретической механики. С тем, как действуют звуковые волны, школьники смогли познакомиться благодаря трубе Рубенса. Нейроинтерфейс помог ребятам узнать, как ученые считывали электроимпульсы и волны с живых систем, а при помощи голографического вентилятора, также предоставленного Высшей школой теоретической механики, участники квеста разобрались с тем, что такое полупроводники.
Школьников очень увлекло задание, связанное с фигурами, которые появляются и меняются при изменении частоты на пластине Хладни, а поняв, как работает пушка Гаусса, ребята даже смогли продемонстрировать свои навыки в стрельбе. Зрелищным получилось задание, связанное с маятником Фуко. Как и в 1851 году, когда эксперимент провел сам Жан Бернар Леон Фуко, демонстрация состоялась на песке, а во избежание дополнительного импульса, для ее запуска пережигалась веревка. И, конечно, одним из самых интересных для школьников стало знакомство с трансформатором Теслы.
По легенде квеста, школьники, успешно решившие все задания, смогли получить знания великих ученых прошлого и возродить науку в постапокалиптическом мире. «Голливуд работает над сценариями, и мы тоже! – говорит автор квеста «Наука в лицах» инженер Фаблаба Михаил СПЕРАНСКИЙ. – Мы показываем историю и науку не только через изобретения, но и через личности ученых. Это помогает познакомиться с великими
изобретателями, заинтересоваться и, возможно, вдохновиться на большие открытия в будущем».